Отношение к знанию определит будущее мира на современном этапе.
Современная дискуссия о знании актуальна в связи с принципиальными изменениями в устройстве социального мира и его балансированием между «быть или не быть» в угоду интересам тех, кто присвоил себе право вершить судьбы народов мира.
В сложной геополитической ситуации знание для определенной части активных людей перестало обладать ценностью в их практической деятельности.
Важным аргументом правомерности их деятельности стала ссылка на статью 5 ГК РФ. Обычаи.
При этом не принимается во внимание знание, свидетельствующее, обычай и стандартизация алгоритмов действий пригодны только в стационарной зоне развития, так закрывают путь инновациям и проектированию моделей будущего.
Хотелось бы, чтобы обычай научного обоснования в социальном управлении и прогнозировании стал основой нашей жизни, что требует пересмотра концепции образования и управления.
Исследуя огромные массивы информации В. И. Вернадский, пришел к выводу о необходимости их систематизации. Во времена его жизни эта задача не была решена, т.к. еще не было разработано (и даже не была поставлена задача разработки) адекватных методологических средств, позволяющих решать задачи подобной сложности.
Социология знания представлена П. Бергером (р. 1929) и Т. Лукманом (р. 1927), которые стремились обосновать необходимость «узаконения» символических универсалий общества, ибо внутренняя нестабильность человеческого организма требует «создания самим человеком устойчивой жизненной среды».
Современная социологическая теория так и не получила достаточных оснований для формирования социологических основ изучения общества как системы.
Голос известного социолога К. Бейли, задавшегося вопросом о существовании новой теории социальных систем и описавшего в своей работе 1994 г. «Социология и новая теория систем» требования к теории такого уровня, был услышан, но не более.
Некоторые замечания
Известно, что академик В.И. Вернадский (Война и прогресс науки, 1915) предупреждал: «Несомненно, по мере дальнейшего роста разрушительной научной техники охранительная и защитительная сила научного творчества должна быть выдвинута на первое место для того, чтобы не довести человечество до самоуничтожения».
Современные ученые и мыслители продолжают предупреждать об ограниченности возможностей человека и необходимости дополнительно заниматься развитием интеллекта человека с целью сохранения контроля за происходящими изменениями в условиях усложняющегося мира. При этом то, что решение проблемы в значительной мере связано с развитием системных методологических средств говорят не многие.
Известно, что с введением понятия «системный анализ», разработанный в 60-е годы в США по заданию военных ведомств, было признано, что актуальные проблемы не могут быть поставлены и решены отдельными методами математики (т.е. проблем с неопределенностью ситуации принятия решения)[1]
Основоположниками системного подхода (по одному из имеющихся источников) являются: Александр Богданов, Людвиг Берталанфи, Эдвард Боно, Линдон Ларуш, Герберт Саймон, Питер Друкер, Альфред Чандлер, Станислав Черногор, Александр Малюта. Л. Е. Гринин отмечает, что использование системного метода, получившего в 1950-1960-х гг. теоретическое обоснование и мощное развитие в мировой науке, предвосхитил в свое время марксизм[3].
Ценность социально-гуманитарного, как и технического знания, предназначенного для практического внедрения определяется уровнем его разработанности: вербальный, символический, алгоритмический и уровень ЭВМ-реализации.
Более 30 лет наука располагает возможностями Инвариантного Моделирования (ИМ) — научного направления, отвечающего требованиям, описанным К. Бейли. Ее предметом является представление наиболее общих закономерностей построения и функционирования моделей вне зависимости от качественной разновидности объекта моделирования. Его автор ведет Школу Инвариантного моделирования и готовит кадры, отличающиеся способностью к объективному анализу и синтезу.
Говоря о необходимости использования знаний, накопленных человечеством, Автор ИМ, д .филос.н., А.Н. Малюта отмечает: «На современном этапе сами знания, как и понимаемая человеком суть происходящих и познаваемых им явлений и процессов развития науки и техники приобрели характер полисистемности, многомерности, разнокачественности и проявились, как мгогоуровневые, иерархически сложные процессы и явления, что требует для их адекватного отображения применения принципиально новых средств как на общеметодологическом, так и на конкретно-теоретическом уровнях»
[1] См. https://www.sssu.ru/sveden/files/Teoriya_sistem_i_sistemnyy_analiz.pdf – с. 16
К вопросу о фундаментальных знаниях
Современный образовательный вызов: от нового ликбеза к обновленному профессионализму
О культуре и социальной практике
Сопричастность (анализ социально-гуманитарных основ практической деятельности)
Hi, just required you to know I he added your site to my Google bookmarks due to your layout. But seriously, I believe your internet site has 1 in the freshest theme I??ve came across. It extremely helps make reading your blog significantly easier.
Great info and straight to the point. I am not sure if this is actually the best place to ask but do you folks have any thoughts on where to get some professional writers? Thank you 🙂
I really enjoy studying on this website, it has excellent posts. «A short saying oft contains much wisdom.» by Sophocles.
I really enjoy reading through on this web site, it has got excellent content. «Words are, of course, the most powerful drug used by mankind.» by Rudyard Kipling.
I discovered your blog web site on google and check a number of of your early posts. Continue to maintain up the very good operate. I simply additional up your RSS feed to my MSN News Reader. Looking for forward to studying extra from you afterward!…
I do enjoy the way you have framed this specific concern plus it does indeed provide me some fodder for consideration. On the other hand, because of what precisely I have experienced, I simply trust as the actual commentary stack on that folks remain on issue and don’t embark on a tirade associated with the news of the day. All the same, thank you for this outstanding point and even though I can not go along with it in totality, I respect your point of view.
Thank you. These are notes, my thoughts… You have the opportunity to express your point of view. It would be useful for the formation of socially significant views and knowledge