О социальной практике: экспертная оценка

Малюта Александр Николаевич — д. филос. н.,  проф., автор научной теории Инвариантного моделирования

Социальная практика — это специфический вид деятельности, который требует выполнения дополнительных предварительных условий для своей реализации. К этим условиям можно отнести: процесс целеполагания,  второй — наличие общего однозначно трактуемого понятийного аппарата и выбор или создание концептуального обоснования, которое также должно однозначно трактоваться и быть адекватным по своим возможностям проводимой  социальной практике. 

       Что обозначают эти условия и почему они являются подготовительными?  На это есть глобальная причина,  которая обосновывает необходимость этой подготовительной работы.  А именно: происходит глобальная смена эпох: от созерцательной к деятельностной, а мы живем в переходной период между этими эпохами, что также диктует свои условия для работы в этот период. Созерцательная эпоха фактически была периодом сбора или приобретения  неких знаний,  которые не доходили до практической реализации и соответственно можно было по поводу этих знаний иметь различные мнения,  в частности по трём указанным позициям. В отличие от созерцательной эпохи деятельностная требует однозначных формулировок, потому что только однозначные формулировки можно реализовать на практике. Здесь не является принципиальным даже правильность формулировок, но  требуется их однозначность.  Эта однозначность должна охватывать всех участников,  здесь уже совокупность разных мнений является деструктивной. Разберем  эти три пункта, которые названы выше. 

Целевая однозначность зависит и формируется только при условии наличия общей системы ценностей у всех участников конкретной социальной практики. Это условие никогда не рассматривалась в конкретных дисциплинах.  По своей сути это условие относится к духовной тематике и полностью игнорируется в технологически инженерных направлениях, которые являются основой любых деятельностных процессов , в том числе и в социальной практике. 

Духовность — это самая размытая сфера и научной,  эзотерической и бытовой деятельности,  с которой связано огромное число гуманитарных направлений, не носящих технологического  характера,  и не занимающийся процессами деятельности,  и даже не знающими, что это такое. Это связано с тем, что гуманитарии, как правило, не реализуют свои позиции на практике и несут ни за что ответственности.  В свою очередь инженерно-технологические специалисты умеют сделать,  но понять гуманитариев им трудно,  если у них не будет общей системы ценностей.  А явление и процессы, связанные с системой ценностей, которая является сырьем для целеполагания, мало изучены современной наукой и в основном связаны с религиозной и культурной деятельностью. 

Целеполагание — это  труднейший процесс, который  в достаточной мере не представлен в научной теории. То есть, что  такое цель,  какими свойствами она обладает, откуда она берётся,  как она создается,  на что  влияет — это само по себе является большой научной проблемой.

  Теперь о понятийном  аппарате. Он  может быть любой. Это не принципиально, так как важно лишь чёткое принятие и жесткое выполнение смысла введенного понятия.  Мы можем под огурцами подразумевать снаряды.  Но нужно,  чтобы под огурцами все участники подразумевали именно снаряды, а не что-нибудь иное. Иначе мы не будем четко знать,  о чём мы говорим. Такое требование необходимо лишь на время проводимой деятельности. 

О концепции — любая концепция состоит из совокупности понятий, что создает повышенную неопределенность, как в трактовке, так и в применении такой концепции.  Когда мы выбираем или создаем  какую-то концепцию,  должна быть предварительная работа по однозначному усвоению и принятию трактовки этой концепции.  Ибо однозначность по всем трём направлениям, указанным  выше, является объективным и необходимым, но недостаточным условием результативный деятельности. Если это будет выполнено,  то тогда по совокупности однозначных выше указанных определений (понятие,  концептуальное единство,  целеполагание) есть шанс, что деятельность может быть начата.  Ну а дальше идёт процесс реализации и  уже нужно будет обращать  внимание на саму практику,  то есть на сам процесс выполнения деятельности, ее организационную,  исполнительскую,  контрольную стороны. Все процессы описываются в деятельностной теории,  без которой социальная практика представляет собой чистую эмпирику. Учитывая,  что средства у современного человека сейчас довольно могучие, такая практика,  базирующаяся на чистой эмпирике, может носить  деструктивный характер, причём без всякого на то злого умысла.  Например,  применение ядерного оружия и война, как средство достижения поставленных целей,  если это делается  эмпирически, никогда не даст ожидаемого результата.  Все кончится взаимным уничтожением воюющих.  Победителя не будет. Это обосновывается теоретическими расчетами и модельными построениями, которые в реальности не могут быть проверены эмпирически, так как такая проверка может привести к явлению, названному “ядерной зимой”, не дающей шансов на победу ни одному из участников таких конфликтов.

Наука и научный подход начинаются там,  где начинаются измерения. В условиях современной социальной практики вопрос измерений не только не решен, но даже четко не сформулирован. Можно ли в этих условиях говорить о научности в социальной практике и что делать в такой ситуации? 

На сегодняшний день единственной деятельностной теорией, отвечающей на эти вопросы, является Инвариантное Моделирование, базирующееся на Теории Гиперкомплексных Динамических систем, позволяющая заменить измерительные требования технологией модельно-расчетного  плана , приемлемой для решения задач социальной практики.

Обновлено: 14.03.2024 — 10:45