Современное мироустройство не отвечает принципам устойчивости и без опоры на фундаментальное знание нет оснований надеяться на выход человечества из системного кризиса.
Как известно, понятие «фундаментальное образование» (ФО) появилось в начале 19 века и базировалось на концепции Гумбольдта, утверждающего, что предметом такого образования должны быть те знания, которые на конкретном этапе своего развития формулирует фундаментальная наука. Исходя из этого, ФО обеспечивало ознакомление с фундаментальным базисом частных наук в познании мира на определенном этапе развития человечества. Так, в электротехнике — фундаментальным базисом является уравнение Максвелла. В физике — это закон сохранения материя и энергии и т.д.
Как известно, универсальные знания — это общие для всех частных наук знания. Поэтому логично задаться вопросом» а есть ли общий фундамент у фундамента частных наук (физика, химия и др.)?
Таким образом, фундаментальное знание — это иерархически сложное понятие, у которого есть понятие «базис».
Возвратившись к анализу проблем современного ФО, отметим, что оно призвано сформировать у человека систему знаний, необходимых для его жизнедеятельности и познания мира во всех его проявлениях (природа, социум, результаты научно-технического прогресса).
Исходя из этого фундаментальное образование направлено на постижение сущностных оснований и связей разнообразных объектов и процессов, соответственно фундаментальное содерж ание образования передает системообразующие, методологически значимые знания, которые сохраняют свою важную роль на протяжении всей жизни человека.
Первый аспект фундаментального образования — это более углубленная подготовка по заданному направлению, изучение сложного круга вопросов по основополагающим проблемам избранной сферы, которое требуется не каждому работающему в конкретной области (образование вглубь).
Второй аспект фундаментального образования — это образование, в котором сочетаются гуманитарное и естественнонаучное знания на основе изучения широкого круга вопросов (междисциплинарная подготовка).
С ростом сложности задач и их междисциплинарного характера возрастает роль третьего аспекта ФО – овладения методами познания сложных систем на основе системной междисциплинарной методологии и системологии. Эта универсальная компетентность повышает возможности человека оставаться основным участником жизнедеятельности на Земле и за её пределами.
Т.о., фундаментальное образование в вышеприведенном понимании целесообразно рассматривать как знаниевую основу жизнедеятельности человека. Фундаментальное знание позволяет привести к общему знаменателю различные многочисленные частные научные направления, адекватно оценивать их научно-практические возможности вне зависимости от качественного направления практической деятельности. устойчивости и не может анализироваться с позиций традиционной фундаментальной науки.
Решение задачи формализации любых научных достижений, в том числе Периодической системы Менделеева, можно осуществлять разными методами, в частности и математическим и системными, получая при этом различные аспекты исследуемого объекта. Например, два приведенных ниже подхода, показали, как разные авторы смогли математически формализовать достижения, представленные в Таблице Менделеева, но они не дополнили ее никакими новыми аспектами и не указали потенциальные возможности ее развития.
Эти задачи решаются и с позиций фундаментальной методологии и более универсального системного подхода – теории Гиперкомплексных Динамических Систем, базирующейся на инвариантном моделировании (системные методы третьего поколения)
В интервью д.т.н., проф. Игоря Николаевича Острецова — https://youtu.be/xIhOn3RU61w
формулируется запрос на знания, которые уже 30 лет были аттестованы (докторская диссертация), признаны рядом выдающихся ученых современности, получили международную оценку, апробированы и приносят свои плоды. Речь идет об Инвариантном моделировании А.Н.Малюты.
(Отрывок интервью для Global Wave
Отрывок из большого интервью по поводу выхода его книги «Введение в философию ненасильственного развития»)
Нами эта же проблема поднята в материале «Современный образовательный вызов: от ликбеза до профессионализма» — https://ncspi.ru/strong-sovremennyj-obrazovatelnyj-vyzov-ot-likbeza-do-professionalizma-strong/
Характерной чертой системных методов второго поколения стала методология на основе аппарата формализации, взятого из других научных направлений (математика, физика, кибернетика) с появлением частных направлений: математическая теория систем, физикалистский подход, кибернетический подход и другие (Дж. Клир, А. Уёмов, Ю. Кулаков, Н. Амосов и т.д.).
К системным методам третьего поколения могут быть отнесены:
а) на уровне постановки задач и описания метода: работа проф. К. Бейли[iv][4];
б) на уровне законченной теории, пригодной для практической реализации – методология инвариантного моделирования (ИМ) проф. Малюты А.Н.
Причем, кроме нового системного аппарата формализации, уровень изложения инвариантного моделирования таков, что делает его приемлемым для ЭВМ-реализации без потери философского уровня общности.