Процессы самоорганизации, закономерности их зарождения и развития

Процессы самоорганизации, инициированные подготовленными ответственными людьми — это важнейшая предпосылка к позитивным изменениям в обществе.

Есть ли модель самоорганизации, чтобы был синергетический эффект?

Такой вопрос мне задали на одной из конференций, но ведущий не дал возможность отреагировать и перевел стрелки в другое русло.

Процессы самоорганизации — не простое и неоднозначное понятие. Оно неоднозначно: так как процесс самоорганизации происходит во многих  физическиххимическихбиологическихроботизированных  и когнитивных системах. Примеры самоорганизации приведены в интернет и . включают кристаллизацию, тепловую конвекцию жидкостей, химические колебанияроение  животных, нервные сети и теневую экономику и др. На активном использовании феномена процессов самоорганизации построены технологии управляемого хаоса.

Если мы чего-то не знаем или не хотим учитывать, не означает, что этого не существует ….

В 2007 г. рядом организаций:

Академия социальной и экологической защиты жертв катастроф

Фонд спасения беспризорных детей

Международная высшая школа  «Новый Универсум»

Ассоциация выпускников столичных вузов (АВСВ)

Центр социально-экологического проектирования ММА «ЭКОРЕСУРСЫ» 

был учрежден  Совместный научно ‑ образовательный проект  ”Процессы самоорганизации и построение гражданского общества в свете вызовов XXI века”.

При формировании данного проекта мы исходим из того, что нравственное сознание человека формируется в трех концептуальных формах: религиозной, научной и социальной.

Во введении к проекту было отмечено:

«Важным проявлением социальной ответственности сегодня становится особо внимательное отношение к достижениям отечественной науки. В обществе нарастают процессы самоорганизации граждан, проходящие в соответствии с объективными системными закономерностями и не всегда достаточно осознаваемые государственным аппаратом.

­­­­­­­­­­­­­­­Современное состояние общественного развития в России, с позиций системного анализа, базирующегося на системных методах третьего поколения, соответствует этапу (зоне) системного кризиса и проявляется целой совокупностью признаков. Разрушенная (советская) система ценностей не получила эквивалентной замены. И, несмотря на то,  что в обществе не провозглашены духовные приоритеты, а это объективно приводит к опусканию реальной системы ценностей на более низкий уровень,  главным законом для человека сегодня (часто подсознательно) становится Нравственный Закон.

Прошло немало времени. Мы вошли в новую эпоху,  но в большинстве своем не готовы расстаться с инерцией созерцательной эпохи, в которой ответственность приглушена и не востребована.

С позиций активного участника или даже неравнодушного гражданина своей страны хочу отметить, что заявленная проблематика чрезвычайно актуальна, как с позиций практики, так и с позиций развития самой науки, требующей вмешательства человека для приобретения очертаний целостного организма.

Однако восстановление целостности не может быть произвольным, для этого нужны средства сборки.  К примеру,  в тезисах на одном из социологических конгрессов мною представлена модель социально-гуманитарных знаний, построенная на методологических принципах теории Инвариантного моделирования. Автор ИМ А.Н. Малюта по этому поводу высказал следующее суждение: » Постановка вопроса о холизме в науке правомерна и актуальна, в первую очередь, по той причине, что многие процессы носят циклический характер и на каждом этапе наука как социальный  институт предоставляет человеку возможность прирастить к имеющемуся научному знанию свой результат, который важно систематизировать и оформить в виде модели.  Однако восстановление целостности не может быть произвольным, для этого нужны средства сборки.«

Если исходить из деятельностного подхода (в противовес созерцательному), то в жизни каждого человека, человеческих сообществ и общества в целом, то процессы самоорганизации играют в нем важнейшую роль.

Бизнес,  институты самоуправления,  некоммерческий сектор экономики – это элементы  государственного устройства и управления обществом. В  обеспечении их деятельности наряду с традицией и опытом важно использовать современные достижения науки. Однако определиться с выбором непросто. Поэтому нормой стало ориентироваться на «своих»:  своя наука,   …. 

Какова оптимальная модель организации общества  на данный период? Должны ди мы куда-то или к чему-то возвращаться или ориентироваться на синтез  наработанных и пророщенных к прошлым знаниям достижений?

Я не могу не согласиться с позицией Олега Павлюченко и Алексея Нехина, которые отмечают: «Для того, чтобы наши альтернативные исследования можно было объяснить с научной точки зрения приходится отказываться от всех авторитетов, которые на сегодняшний день существуют и менять методологию исследования и уже делать выводы на основе других мировоззренческих понятий».

Именно методология является инструментом формирования целостного знания, реализации синергетического эффекта.  Данное положение является важной предпосылкой с формированию образовательных программ, что было отражено в материале

          На данном этапе развития, характеризующегося доступностью информационных потоков, человек при определенных условиях может включиться в определенные процессы самоорганизации граждан. При этом для понимания реальных процессов важно исходить из того, что наше время очень динамично. Недаром его называют переходным, а поэтому даже очень интересные социальные исследования и обобщения, связанные даже с ближайшим прошлым, будут проблематичны, а порой и сомнительны при их переносе на настоящее и тем более на ближайшее будущее, что обосновывается иерархическими свойствами сложных систем, которые почти не известны большинству авторов, занимающийся социально-гуманитарной теорией и практикой.

С одной стороны, кажется очевидным, что социальные процессы проявляются в ходе исторического развития и приводят к системным изменениям, которые затрагивают каждого человека. Однако рядовые граждане видят только их верхушку. Контроль над этими изменениями со стороны науки потерян, и воспроизвести реальные социальные процессы и возможность управления ими возможно только с позиций междисциплинарного системного подхода.

Обновлено: 18.01.2024 — 20:47
  1. Тема архи-актуальная. И служит ещё одним аргументом в пользу того, что отставание производственных отношений от производительных сил проявляется на разных уровнях общественной организации труда неизбежно. Отсюда и проблема однотипного регулирования «оптимальности» в целом для данного общества и его уровневых единиц. Соотношение единичного и коллективного, государственного и частного определяет,видимо, и механику регулирования ими. Эту дифференциацию и упускают аналитики, и отсюда возникают их некомпетентные рекомендации — «всем одинаковые».

    1. Применение Инвариантного моделирования снимает перечисленные проблемы и позволяет адекватно отображать процессы и явления любой сложности и на всех этапах развития

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *