Возвращаясь к проблеме формирования нового мышления, о которой говорят уже не одно десятилетие, остановимся на ее постановке в следующем виде: «важно научиться мыслить по-современному».
Что это значит?
С одной стороны, обратим внимание на то, что в работе АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ ОБЩЕСТВОМ отмечено: «Сколько людей столько и мнений, но если при множестве мнений отсутствует научная аргументация, а есть только мнения, то такая ситуация говорит не о свободе слова, а приводит к хаотизации мышления и принципиальной невозможности рационального использования подобных материалов на практике.»
Несомненно, мы рассматриваем требования к мышлению, которое участвует в формировании подходов к решению современных проблем разного рода. В этом ключе важно исходить из тезиса, что науки о человеке (гуманитарное направление) должны соответствовать своему времени. Требование хронотопии (соответствия месту и времени) диктует важнейший практико-теоретический вывод о недопустимости переноса результатов исследований, проведенных в определенном месте (например, на каком-либо земном континенте), в качестве руководства к действию для жителей других континентов. Эта позиция относится к любым живым существам, а не только к человеку.
Еще более жесткое замечание связано с временной характеристикой. Различные временные интервалы наполнены различными событиями, которые можно рассматривать как динамические окружающие условия, в которых живут люди. Любые обобщения имеют смысл при неких достаточно стабильных условиях. И если эта стабильность меняется, пусть даже на другую стабильность, то параллельно этим изменениям будут изменяться и проводимые обобщения. В настоящее время хронотопия развивается как теоретическое и методологическое направление пространственно-временной диагностики.
Наше время очень динамично. Недаром его называют переходным, а поэтому даже очень интересные социальные исследования и обобщения, связанные даже с ближайшим прошлым, будут проблематичны, а порой и сомнительны при их переносе на настоящее и тем более на ближайшее будущее, что обосновывается иерархическими свойствами сложных систем, которые почти не известны большинству авторов, занимающийся гуманитарной теорией и практикой.
Такие позиции выдвигают особое требование как к постановке задачи социально-гуманитарных исследований, так и к формулировке требований к методу их проведения, что также практически не учитывается и не соблюдается в подавляющем большинстве отечественных и зарубежных исследований.
В философии человек рассматривается как обладающий уникальным качеством “социальность”, которая возникает из реального взаимодействия между людьми. В. Г. Белинский отмечал, что «создает человека природа, но развивает и образует его общество».
Жизнь людей взаимообусловлена, т.е. они могут жить только общаясь друг с другом, обмениваясь опытом, воздействуя друг на друга. Любая активность отдельно взятого человека, любое проявление его жизни, всегда есть результат совместной жизни с другими людьми.