Что такое мыслить по-современному

Возвращаясь к проблеме формирования нового мышления, о которой говорят уже не одно десятилетие, остановимся на ее постановке в следующем виде: «важно научиться мыслить по-современному».

Что это значит?

С одной стороны, обратим внимание на то, что в работе АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ  УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ ОБЩЕСТВОМ отмечено: «Сколько людей столько и мнений,  но если  при множестве мнений отсутствует научная аргументация, а есть только мнения, то такая ситуация говорит не о свободе слова, а приводит к хаотизации мышления и принципиальной невозможности рационального использования подобных материалов на практике.»

Несомненно, мы рассматриваем требования к мышлению, которое участвует в формировании подходов к решению современных проблем разного рода. В этом ключе важно исходить из тезиса, что  науки о человеке (гуманитарное направление) должны соответствовать своему времени. Требование хронотопии (соответствия месту и времени)  диктует важнейший практико-теоретический вывод о недопустимости переноса результатов исследований, проведенных в определенном месте (например, на каком-либо  земном континенте),  в качестве  руководства к действию для жителей других континентов. Эта позиция относится к  любым живым существам, а не только к человеку.

     Еще более жесткое замечание связано с временной характеристикой.  Различные временные интервалы наполнены различными событиями, которые можно рассматривать как динамические окружающие условия, в которых живут люди. Любые обобщения имеют смысл при неких достаточно стабильных условиях. И если эта стабильность меняется, пусть даже на другую стабильность, то параллельно этим изменениям будут изменяться и проводимые обобщения. В настоящее время хронотопия развивается как теоретическое и методологическое направление пространственно-временной диагностики. 

    Наше время очень динамично. Недаром его называют переходным, а поэтому даже очень интересные социальные исследования и обобщения, связанные даже  с ближайшим прошлым,   будут проблематичны, а порой и сомнительны при их переносе на настоящее и тем более на ближайшее будущее, что обосновывается иерархическими свойствами сложных систем, которые почти не известны большинству авторов, занимающийся гуманитарной теорией и практикой. 

  Такие позиции выдвигают особое требование как к постановке задачи социально-гуманитарных исследований, так и к формулировке требований к методу их проведения, что также практически не учитывается и не соблюдается в подавляющем большинстве отечественных и зарубежных исследований. 

В философии  человек рассматривается   как  обладающий  уникальным качеством  “социальность”,  которая  возникает  из реального взаимодействия между людьми.  В. Г. Белинский отмечал, что «создает человека природа, но развивает и образует его общество».  

Жизнь людей взаимообусловлена, т.е. они могут жить только общаясь друг с другом, обмениваясь опытом, воздействуя друг на друга. Любая активность отдельно взятого человека, любое проявление его жизни,  всегда есть результат совместной жизни с другими людьми.