К вопросу о феномене человека, его роли и ответственности

По мнению нашей консалтинговой группы «ИМ-системный консалтинг» человек выброшен из исследований. Учет человеческого фактора — понятие устоявшееся, но не достаточно проработанное и эффективное в затронутом контексте.

Важно внутри каждой теории учитывать:

  1. Психо-физические качества человека, например, учет логарифмического закона переработки информации человеком (известный как закон Вебера-Фехнера) и др.
  2. Цивилизационные наработки человечества (язык, традиции и все, что человек создал, в чем живет и что продолжает преобразовывать).

В связи с развитием ИИ человеку важно не снижать свой человеческий потенциал, а напротив, за счет формирования системного мышления расширить свои возможности восприятия, анализа и понимания. К сожалению, Д. Чирва в публикации «Человеческое в человеко-машинном гибриде искусственного интеллекта» отмечает: «…. подлинное место человека в эпоху ИИ оказывается неприязненным в новых реалиях партнерства с ИИ».

Помимо нашего материала: Биосфера. Ноосфера и Человек рассмотрим еще некоторые аспекты важнейшей проблемы современности.

Недавно я услышала фразу: «Для нас — в БРИКС — главное — человек».

Я спросила: «А мир на Земле, чтобы человек мог спокойно жить, это не главное?» Мне ответили, что это тоже от человека зависит.

Конечно, от человека. От лидера много зависит, от ученого, который открывает новые закономерности и явления, от конструктора, рабочего и от талантливого программиста, который упивается своими «успехами»…

Но прочность и устойчивость мира во многом зависит от лидеров, их личностных качеств, ценностных ориентаций, а также профессионализма окружения (советников, помощников и руководителей всех уровней).

Девиз «Профессионализм как решающий фактор развития России» был положен в основу нашей деятельности с учетом кризисной ситуации того периода, но сейчас является актуальным для всего мира, в том числе БРИКС.

На приведенном рисунке, первая пирамида условно отображает возможности человека при рождении без привязки к социальному положению его родителей, строю или режиму страны рождения. Когда человек рождается, ему открыт весь мир. Вся жизнь впереди …

Как известно, вся история человечества демонстрирует попытки определенной части человечества устроить свою жизнь так, чтобы такие слова как демократия, права человека были реализуемы и технологически обеспечены. Одновременно с этим эгоцентризм, тщеславие и безответственность других людей создают значительные преграды устойчивому развитию на всех этапах. К проблеме устойчивого развития в контексте безопасности

Здесь очень важно вспомнить о понятии «социальная ответственность»

Вот фрагмент обсуждения темы (из стенограммы заседания): «Проблема активности, которая связана с проблемой ответственности, она стоит на первом месте».

«Я думаю, что стоило бы задуматься об этих проблемах. Новая педагогика — это не теория, а усвоение каких-то конкретных знаний. Это теория развития личности, развития человека в процессе получения, в том числе, знаний. Это совсем другое.»

Школа обязана с первого класса развивать активность, ответственность и самостоятельность. Это один из факторов, который дает возможность выхода целых стран из нищеты, а также фактор достижения человеком социальных результатов.

К сожалению, в зонах кризиса распадаются традиции, заложенные на предыдущих этапах развития и к власти, ресурсам и возможностям прорываются «активные». Тема профессионализма отходит на задний план. Они выстраиваю систему под себя и отодвигают на обочину людей, которые своим талантом и многолетним трудом накопили способность обосновать и обучить ответственности и профессионализму.

В книге: Митио Каку «Физика будущего» автор отмечает: «Сегодня в мире борются две тенденции: одна стремится создать планетарную цивилизацию, толерантную научную и процветающую, другие — прославляют анархию и невежество, способные разорвать ткань человеческого общества».

На современном этапе развития человечества на Планете Земля сложились условия, когда от самоорганизации людей, оснащенных Знанием и пониманием объективных законов развития систем, зависит намного больше, чем ранее.

В этой ситуации социальная ответственность каждого человека, находящегося на социально важной позиции, возрастает многократно…

В практической деятельности на уровне социума важно правильно организовать процесс подготовки решений. На этапе принятия решений лидеры берут ответственность на себя.

Вот отзыв на мой пост «Символы в деятельности и жизни» — «Отличная публикация, очень познавательно. Интересно, почему другие специалисты в этой области этого не понимают.»

В ней есть следующий раздел:

«Наука как один из важнейших видов человеческой деятельности использует лингвистические, символические и цифровые формы языка. Нам известен математический язык, который используется для решения определенного класса задач. Однако решение социальных, экологических и многих других задач современного этапа развития Планеты требует использование всех наработанных человеком интеллектуальных ресурсов. Важно не забывать, что научно обоснованное решение — это то, которое можно воспроизвести (во многих случаях в модельном варианте) и убедиться в его адекватном отображении. К сожалению, на повестке дня остались нерешенные проблемы, грозящие человеку потерей контроля за сценарием развития Планеты, но выходящие за пределами понимания лиц, принимающих решение.

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИЙНОМ И СМЫСЛОВОМ БАЗИСЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
В КОНТЕКСТЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ БРИКС
(с. 534)

Обновлено: 06.09.2025 — 19:51