О механизмах реализации прав человека в условиях кризиса

В развитие материала «К проблеме глобальной общественной безопасности: теория и практика» приведем некоторые актуальные замечания, демонстрирующие недостаточность использования методологических принципов в социальной практике, в частности в сфере права.

В феврале 2022 года нами было оформлено и направлено в ЮНЕСКО ОБРАЩЕНИЕ “О принципах культуры мира в XXI веке”,  в котором отмечалось:

«Однако, современное состояние миропорядка не просто демонстрирует отход от траектории устойчивого развития и направленности на совместное решение множества проблем человечества, поддержание культуры взаимоотношений, недопущение военных конфликтов, а ускоренное погружение в пучину хаоса, где деньги и выгода диктуют правила игры. При этом нарушаются права человека во всей полноте этого понятия. Нависшие над человечеством угрозы побуждают нас не просто высказать свою позицию, но и предложить определенные шаги, которые могут положить начало формированию обновленных философских взглядов и принципов развития Человечества».

Сегодня практически каждый гражданин информирован о беспрецедентных действиях различных стран по отношению к российским гражданам по мотивам их участия в антифашистских мероприятиях, которые в одной из прибалтийских стран приравнивается к самым опасным видам преступлений (12.04.2023) и др.

В связи с разжиганием русофобии, которая со временем легко перейдет на любые другие нации с позиций «фобии» (как одного из проявлений человеческой и социальной неустойчивости), обозначим методологические проблемы в правовой международной правоприменительной практике и сформулирует некоторые предложения.

В кризисной зоне столкновения идеологических парадигм,  политических и информационных технологий (за которыми кроются цели «сильных мира сего»!) правовые инструменты мирного времени не способны защитить конкретного человека. То есть при  нарушении незыблемых прав Человека на презумпцию невиновности в существующей системе защиты и контроля нет готовых инструментов реакции на конкретные проявления попрания прав и помощи каждому человеку. Обратим внимание, что судебное разбирательство в ситуации кризиса – это не адекватная мера.

С методологической точки зрения[1] важно отметить, что увеличение угроз (даже фантомных) национальной безопасности в каждой стране   предопределяют рост ограничений прав и свобод граждан, в первую очередь, тех, кто олицетворяет собой образ врага,  так как безопасность государства занимает более высокий по отношению к человеку иерархический уровень. То есть в нынешнем противостоянии идеологий между Европой во главе с США и Россией такая ситуация предсказуема и требует принятия незамедлительных неординарных мер.  

Обращаясь к  тексту ВСЕОБЩЕЙ ДЕКЛАРАЦИИ  ПРАВ ЧЕЛОВЕКА как основы международных стандартов в области прав человека, выделим следующее:  «В тех случаях, когда национальные правовые механизмы не обеспечивают защиту от нарушений прав человека, для рассмотрения жалоб отдельных лиц и групп людей используются механизмы и процедуры на региональном и международном уровнях, которые помогают обеспечить, чтобы международные стандарты в области прав человека действительно уважались, соблюдались и применялись на практике».

Заметим, что обозначенное, как правило, — это долгий путь, который приемлем не для каждого человека и не в каждой ситуации.

Что делать?

Выдворение человека за пределы страны должно быть возможно только в рамках регламента «выдача-прием».

В соответствии с таким регламентом страна, выдворяющая гражданина из своей страны, обязана обосновать причину своего решения решением суда или использовать нейтральную формулировку, не наносящую вреда репутации Человека (например,  «как превентивная мера,  защиты национальных интересов»), зафиксировав ее в протоколе и передать выдворяемого Человека уполномоченному представителю страны, готовой его принять (в нашем случае Российской Федерации).    Важной составляющей такого регламента является ориентация на разработанное и введенное в соответствии с  законодательством в соответствующем порядке  Положение о статусе, обязанностях и правах Уполномоченного представителя принимающей стороны со специальными полномочиями принятия решений (от лица регионального представительства  уполномоченного по правам человека в Российской Федерации).  

Уполномоченный представитель, исходя из конкретной ситуации и основываясь на Положение, должен оформить и выдать человеку документ (Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации — ВУЛ ЛБГ)  или иной документ, удостоверяющий его личность, статус  и права  на установленный период. Помимо этого, фиксируются все особенности положения и потребности человека для дальнейшей правовой и социальной его интеграции, включая получение гражданства РФ и решение всего комплекса вопросов жизнеобеспечения.

Россия может предложить каждой стране подписать двухстороннее соглашение, в котором предусматривается введение такого регламента.

В случае невозможности найти согласованное решение на двустороннем межгосударственном уровне России целесообразно обратиться к Верховному комиссару ООН по правам человека от имени Уполномоченного по правам человека в РФ и опорой на выводы и предложения  Экспертного   совета, призванного реагировать на нарушения прав человека и предлагать меры в  народной дипломатии.

При этом важно будет отметить, что в ситуации, когда попрание прав человека в отношении российских граждан становится эпидемией, целесообразно активизировать роль  договорных органов по правам человека при Управлении Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) , представляющих собой комитеты независимых экспертов, которые контролируют осуществление основных международных договоров по правам человека. 

Как известно, договорные органы состоят из независимых экспертов, обладающих признанной компетенцией в области прав человека, которых предлагают и избирают государства-участники на установленный четырехлетний срок с возможностью продления.  Однако с учетом остроты проблемы, имеющей отмеченную направленность, круг таких экспертов может быть расширен и согласован.

На данный момент попраны традиции и принципы культуры мира, заложенные  поколениями,  борьба за сохранение человеческого достоинства переросла в военное противостояние. Параллельно с этим мыслители в разных концах  планеты обеспокоены нарастанием неуправляемости и произвола со стороны чиновников.

Важно обеспечить информационное сопровождение и статистическое отображение нарушений личных прав и свобод


[1] ©Анализ проведен средствами Инвариантного моделирования,  базирующегося на Теории гиперкомплексных динамических систем А.Н. Малюты, а выводы сделаны на основании учета закономерностей развития систем, а также результатов прежних исследований проблемы автором данного сайта.

Обновлено: 22.05.2023 — 13:17
  1. ЦИНИЗМ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ГЛОБАЛИСТСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/655

  2. ИИ_трактовка. Права гражданина — это основные права и свободы, которые гарантируются государством каждому гражданину. Они включают в себя право на жизнь, свободу, безопасность, равенство перед законом, защиту частной жизни, свободу слова и мнения, право на образование, труд, социальное обеспечение и многие другие. В России права граждан защищены Конституцией и другими законодательными актами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *