В первую очередь, остановлюсь на понятии «социальная ответственность», которое может восприниматься, по-разному.
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. Ответственность — отношения зависимости человека от чего-то, воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий, прямо или косвенно направленных на сохранение иного или содействие ему. Объектом ответственности могут быть другие люди, в том числе будущие поколения, общности, а также животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности и т. д.
Ответственность, обусловленная статусом, осознаётся человеком как призвание, обусловленная соглашением — как обязанность. Она может быть двоякой: а) накладываемой групповыми, корпоративными, служебными или какими-то иными локальными обязанностями, сближается в таком понимании с подотчётностью. б) самостоятельно принимаемой личностью в качестве личного и универсализуемого долга[1]. Не выполнение обязанностей влечет за собой наказание в соответствии с законодательством и предусмотренными им мерами юридической ответственности, в том числе уголовной ответственности.
Международными организациями, такими как ОЭСР, Международная организация труда (МОТ) и Организация Объединенных Наций (ООН) разработаны международные документы, которые являются руководством по ответственному ведению бизнеса. Пакет документов Ответственное Ведение Бизнеса (ОВБ) устанавливают, что все компании обязаны избегать и устранять любые неблагоприятные воздействия и последствия возникшие в рамках их производственной деятельности, в том числе в глобальных цепочках поставок, что должно способствовать позитивному вкладу в экономический, экологический и социальный прогресс стран, в которых они работают.
Таким образом, ожидания от добросовестного ведения бизнеса выходят за рамки требований законодательства.
Особенностью применения рассматриваемого понятия в России стал его перенос на социальный уровень. Социальная ответственность бизнеса — это целое направление, которое обосновывает необходимость бизнеса участвовать в решении социальных проблем, в том числе финансовой поддержке.
Правомерно ли это? Так что же оно означает?
Проанализируем понятие социальной ответственности безотносительно к бизнесу.
Социальная ответственность — этический принцип[1], заключающийся в том, что для реализации общественного долга в процессе принятия решений необходим учёт не только интересов индивидов или организаций, принимающих эти решения, но и интересов, ценностей и целей широких социальных групп и общества в целом[2].
А что же такое этика? Э́тика (греч. ἠθική, от др.-греч.ἦθος — нрав, обычай) — нормативная наука и философская дисциплина, исследующая нравственность и моральные[1] принципы, лежащие в основе поведения людей.
Дж. Фишер в своём обзоре в 2004 году[3] привела четыре разных мнения о соотношении этих терминов:
- социальная ответственность — это этика в контексте организаций. Сторонники этой точки зрения указывают на то, что в основе этических действий лежат личные убеждения, которых у организации по определению быть не может;
- этика относится к индивидам внутри организации, а социальная ответственность — к действиям организации в целом;
- это два совершенно разных понятия;
- социальная ответственность — это широкое понятие, охватывающее в том числе и этику.
В самом определении понятия социальная ответственность налицо диссонанс: смешение личностного и социального уровней.
Эта проблема более 20 лет назад в моей личной деятельности проявилась следующим образом.
Обнаружилось, что в русскоязычном информационном поле в начале 21 века понятие отсутствовало. Поэтому я вынесла проблему социальной ответственности на заседание Круглого стола в Московской городской Думе и пригласила в качестве основного эксперта и докладчика проф. Рейнальдо Переса Ловелле,
Вот его высказывания (из стенограммы заседания): «Проблема активности, которая связана с проблемой ответственности, она стоит на первом месте».
«Я думаю, что стоило бы задуматься об этих проблемах. Новая педагогика — это не теория, а усвоение каких-то конкретных знаний. Это теория развития личности, развития человека в процессе получения, в том числе, знаний. Это совсем другое.»
«Школа по методу К. Роджерса развивает у первоклассников, второклассников и так далее активность, ответственность и самостоятельность. И считают, что это один из факторов, который может помочь в том числе выходу стран от нищеты».
Зададимся вопросом, почему, мы не говорим о социальной ответственности науки или образования. Почему бизнес должен быть ответственен, а наука и образования нет?
Если вернуться на научный уровень обоснования, то подчеркнем, что ответственность — персонифицирована. См., например, позицию молодого ученого И. Бандуриной. «Об ответственности современного ученого«: Научно/технический прогресс необратим, но это совсем не значит, что людям остаётся лишь слепо следовать за ним, приспосабливаясь к его негативным последствиям. Исследования и разработки необходимо поставить под строгий гуманитарный контроль. С этих позиций соблюдение этики науки является показателем культурного развития общества, а потому требуется модернизация программ высшего образования и в этом направлении».
Ответственность связана с результатами деятельности человека и готовности отвечать за последствия своего воздействия или вмешательства в социальную и природную среду.
Объект в бизнесе – человек. Человек – доминанта. Если рассматривать человека как субъект деятельности, то важно акцентировать внимание на том, что его роль и значение не просто возрастают, а доминирует. Если удельный вес человеческого фактора составлял около 70%, то в эпоху цифровизации это показатель будет составлять около 90%.
Каждый человек отвечает в бизнесе за свои действия в пределах своих полномочий и компетенций. За бизнес в целом (в пределах структуры бизнеса) отвечает руководитель и он отвечает за политику ответственности и социального партнерства. .
Одновременно с этим каждый человек как гражданин своей страны ответственен за каждый шаг и каждое действие, которое он предпринимает, исходя из своей роли: в семье и в обществе.
Если вернуться к заявленной теме, то важно отметить, что наука и образование не предоставляют человеку возможность ни получить достаточно полный и объективный образ современного мира, ни освоить ключи (ключи Гермеса), которые позволят им самим стать более уверенными и способными проектировать свою жизнь с опорой на знания законов развития природы, человека и общества.
Более того человеческий фактор из науки выброшен.
Но независимо от ошибок человека он (человек) по-прежнему ответственен за все происходящее …. А социальная ответственность — это широкое понятие, охватывающее в том числе и активность и этику.
Отдельной темой в контексте социальной ответственности необходимо отвести лидерству и власти. Они играют важную роль в этом контексте, так как они могут оказывать значительное влияние на принятие решений и формирование политики, которая может повлиять на жизнь многих людей. Но суть этих социальных феноменов остается неизвестной для большинства, а настоящими лидерами становится лишь небольшой процент людей (меньше 3-х процентов).
Проданная наука (Гундаров И.А. и Соколенко Н.И.)
https://youtu.be/JtatOu4uwg8
Открытая позиция ученых не учитывает возможности развития науки на основе интеллектуальных средств систематизации и проектирования процесса по заданному алгоритму. Таким средством в настоящее время является Инвариантное моделирование д.филос.н. А.Малюты (см. https://infoperson.ru/aktualno-obsuzhdaem/v-i-vernadskij-biosfera-noosfera-i-chelovek)