СОВРЕМЕННАЯ ДОМИНАНТА ПРОЦЕССОВ УР

Аннотация. На основе обобщения и системного анализа международного опыта построения и функционирования сложных межгосударственных образований сформулирован набор первоочередных задач, способствующих благоприятному функционированию и дальнейшему развитию BRICS. Предложен методологический и организационный вариант решения указанных проблем.  Затронуты особенности развития образования на данном историческом этапе и его значение для решения современных проблем. /Based on the generalization and systematic analysis of international experience in the construction and functioning of complex interstate formations, a set of priority tasks contributing to the favorable functioning and further development of BRICS has been formulated. The methodological and organizational version of the solution of these problems is proposed. The particularities of the development of education at this historical stage and its importance for the solution of contemporary problems are touched upon.

Ключевые слова: межгосударственное объединение, факторы устойчивого развития, системная методология, образовательные вызовы, трансдисциплинарные исследования,

Keywords: international association, civilizational issues, sustainability factors, systems methodology, educational challenges, transdisciplinary research

Анализ организационного и иных аспектов деятельности БРИКС как межгосударственного объединения пяти государств  (Бразилия, Россия, Индия, КНР, ЮАР)  за период с 2009 года заставляет обратить внимание на ряд  особенностей этого объединения, которые могут существенно повлиять на процесс его функционирования и развития.

Известно, что все государства «пятерки» решительно высказываются в пользу суверенного равенства государств. Это является причиной того, что страны БРИКС не считают целесообразным разработать и подписывать договор, в котором будут сформулированы цели Объединения. В основном двусторонние отношения между странами БРИКС строятся на основе невмешательства, равенства и взаимной выгоды.

Вместе с тем ряд исследователей отмечают: “Внутри и вне БРИКС присутствует запрос на превращение этого союза не только в новый полюс политического влияния, но и в совершенно новую систему будущего мироустройства, которая будет свободна от геополитических расчетов и навязывания своих общих стандартов и моделей. Основное направление будет направлено на реформирование центров управления. Если рассматривать долгосрочный период, то это будет создание альтернативных глобальных финансово-экономических институтов. БРИКС может стать фундаментом для усиления развивающихся стран с целью появления новых, справедливых правил в международных политических и экономических отношениях” [1]. 

В качестве объектов сравнения и обобщения международного опыта по сотрудничеству и взаимодействию современных межгосударственных объединений (ЕС,  Британское Содружество, НАТО,  страны Восточного договора, ООН) был проведён их системный сравнительный анализ средствами Инвариантного моделирования,  базирующегося на Теории гиперкомплексных динамических систем.

Результаты исследования показали слабые места в подобных объединениях. Выявленные аспекты не позволяют рассматривать эти объединения как образцы для перспективного строительства долговременных объединений. Тем более, что такое проектирование должно быть   сориентировано на хронотопное существование и обладать потенциалом для дальнейшего устойчивого развития как в целом, так и на уровне каждой из его стран-участниц. 

Выявленные сложности и упущения связаны с недостаточным учётом таких факторов, как:

  1.  Географические различия, существенно влияющие на образ жизни.
  2. Цивилизационная проблематика, связанная с существенным хронотопным дисбалансом стран-участниц.
  3. Авторитарное наследие как реликтовые останки средневековых подходов к управлению.
  4. Религиозная нетерпимость.
  5. Культурологический диссонанс.
  6. Разнообразие социально политических формаций.
  7.  Различие в отношении к собственности во всех ее проявлениях.
  8. Нарушение суверенитета слабых стран-участников.
  9. Двойные, а то и тройные стандарты в отношении стран друг другу.
  10.  Все более растущая необязательность (в силу собственных интересов) в выполнении взаимных договоров каждый из сторон-участниц.

Указанные проблемы и узкие места не исчерпываются перечисленными выше, но лишь обращают внимание на те аспекты, которые заранее необходимо учесть (проанализировать, смоделировать, выбрать оптимальный вариант и т.д.) при строительстве новых глобальных межгосударственных объединений, в том числе и БРИКС.

В этом контексте целесообразно отметить нашу позицию, изложенную в предыдущей публикации: “Вместо слова “объединение” в его привычном смысле предлагаем применять и реализовывать на практике системное понятие – “взаимодействие”. Тогда в процессе практической деятельности мы получим не объединение, которое обязано себя сохранять (консервация – прелюдия к смерти), а динамическую конструкцию. Она будет таковой ровно столько, сколько будет требовать конкретная задача, ради которой эта конструкция была создана.  Далее возможна и необходима реконструкция под новую, выполняемую этим сообществом задачу. В этом состоит динамичность проводимых взаимодействий.  Иначе говоря, в современном быстро меняющемся мире застывшего навсегда объединения не будет и не должно быть. А это, в свою очередь, дает возможность всем участникам (от отдельных личностей до государственных образований) проявить себя в разных амплуа (ролях) при выполнении различных программ и проводимых под эти программы рекомбинациях их участников” [2, с.534].

Для достижения цели оптимизации деятельности БРИКС целесообразно создать общий координационный совет (с правом совещательного и рекомендательного голоса) как на уровне всего объединения, так и в каждом из государств-участниц.

Такие советы не будут иметь властных полномочий и должны находиться при соответствующих правительствах. Они могут помочь вырабатывать и обосновывать решения, и способствовать   координации действий стран-участниц.

Во всех советах необходимо присутствие трансдисциплинарных системных экспертов, прошедших специализированную методологическую подготовку на основе современных универсальных методов, пригодных для решения системно сложных задач вне зависимости от их качественной разновидности.

Учитывая, что БРИКС предполагает расширение и улучшение международного обмена, в том числе в сфере образования, остановимся на нескольких важных особенностях, которые затрагивают образовательные системы всех стран.

Проведенные исследования показали, что уже сегодня при решении бизнес-проектов, связанных с использованием цифровых технологий, фиксируется проблема культурных, лингвистических, дисциплинарных различий внутри организации и вне ее.  “Проблема био- и культурных различий пересекается с энергетическими, продовольственными, технологическими интересами и т. д.; кроме того, научное сообщество, а точнее все научные сообщества, должны занять определенную позицию в меняющемся мире, в том числе и по отношению к той части мира, которая не желает меняться. Равновесие, обеспечиваемое внутренними и внешними границами стран и регионов мира, все сильнее нарушается.  Приведенные замечания свидетельствуют об актуальности задач понятийного и концептуального единства при решении подобных задач, и в чем мы отчаянно нуждаемся, так это в совместных усилиях творческих людей по поиску нового баланса сил” укрепления экономической интегрированности и развития хозяйственной деятельности, которые рано или поздно придется решать [3].  

Анализ поднятой выше неизменно связан с раскрытием понятий, смыслов, выбором языка описания и символического отображения, а затем алгоритмизацией полученных результатов. Однако данная совокупность действий является на сегодняшний день наиболее уязвимым звеном научного исследования, что сказывается на всех аспектах практической деятельности, в том числе предопределяет жизнеспособность провозглашенных стратегических целей и задач. 

Нами отмечается недостаточная проработанность прогнозов и сценариев развития по всем направлениям, в первую очередь по программам устойчивого развития.   При этом привычным стало ссылаться на системный подход и междисциплинарные исследования. Растет количество исследований в этой отрасли, не проявляя при этой качества целостности, столь необходимом для научного знания.

Вместе с тем образовательные системы всех стран мира сталкиваются с вызовами, обусловленными высокими темпами развития технологий и необходимостью учитывать их при формировании образовательных программ.  Выделим вышеприведенный фактор в качестве первого вызова, проявляющегося на каждом этапе смены технологий.  Передавая искусственному интеллекту функции анализа и принятия решений, человек снижает требования к  самому себе как разумному творению Вселенной.  Это второй вызов, который подкрепляется внедрением целенаправленных технологий снижения потенциала человека как носителя интеллекта. “В соцсетях действует ряд заложенных программистами алгоритмов, которые влияют на поведение пользователей.  Например, внедряется хаотический, клиповый образ мышления за счет непрерывной подачи в социальной сети краткой, быстрой, эмоциональной и малосодержательной информации. Регулярное погружение пользователя в подобный информативный поток ведет к атрофии у него мышления и невозможности формирования систематического взгляда на окружающий мир. В изуродованный мозг легко вкладывается нужное администрации соцсети содержание, пусть даже оно противоречит базовым интересам пользователя”. Автор вышеприведенной цитаты, известный российский ученый проф. Черниговская отмечает, что в связи с  угрозой потери человеком своего  преимущества перед компьютером ученый  предупреждает о необходимости   тренировать понимание, а не запоминание [4] .

Вызов третий, касающийся в первую очередь отечественного образования, выведенного в настоящее время за рамки единого экономического процесса и  функционирующего в качестве самостоятельной и даже самодостаточной сферы. 

Если исходить из взаимообусловленности и взаимосвязи всех выделенных вызовов, то важно обозначить принципиальную возможность формирования новой деятельностной концепции в образовании, где будут учтены все вызовы и потребностям личности и общества. 

Научно-технический прогресс идёт своим путём, и среднестатистический человек не ориентируется, какие требования предъявляются к нему, как к активному гражданину, работнику, участнику социальных изменений и преобразований. Если в начале века — ликбез был связан с ликвидацией безграмотности, а затем, несмотря на научно-технический прогресс, данный аспект управления знаниями не поднимался.    Но на данном этапе назрела потребность сформировать минимальное системное знание, необходимое для усвоения всеми специалистами. Его (минимального системного знания) содержание будет объединяющим для всех специалистов.  Если этого не сделать, то состыковать результаты деятельности разных специалистов и продуктов искусственного интеллекта будет всё более трудным или вообще невозможно

Кроме того, деятельностная модель в образовании предполагает решение стратегической задачи воспитания нравственной и ответственной личности, вооруженной знаниями и способной решать все задачи, стоящие перед человеком.  Исходя из этого, в новой парадигме образования профессионализм важно соотносить с двумя его основными составляющими: универсализм и узкая специализация. Для их распределения и сопоставления в целостной системе нужно основание не ниже философского уровня общности.  Здесь не обойтись без рассмотрения понятия «знание», которое ранее рассматривалось как отражение действительности в сознании человека, но по мере появления сегмента экономики по управлению знаниями, было адаптировано под его потребности. Очевидно, что для построения новой модели образования нужно теоретико-методологическое обоснование и проектирование возможных моделей ее развития. 

При выборе будущей модели образования современной изменяющейся России важно проанализировать и имеющиеся подходы к образованию в странах БРИКС. В этом контексте важно подчеркнуть уникальную роль учителя в формировании личности, отметив, что учитель России и учитель Китая или Бразилии — это представители разного социокультурного пространства.  Очевидно, что с целью формирования объединяющих аспектов интеграции в рамках БРИКС важно найти те инварианты, которые лягут в основу диалога между гражданами, учеными и политиками с целью поиска решений по проблематике современного времени. Разнообразие культур, представленных странами БРИКС – это одна из важных предпосылок создания устойчивой организации нового формата

Принципиальным является и то, что все страны БРИКС являются приверженцами базовых принципов и поддержки центральной роли ООН в международных делах, целей и принципов Устава ООН; многосторонности, формированию более честного, справедливого, равноправного и представительного многополярного миропорядка. 

Вместе с тем, что в связи с практической необходимостью и учетом того, что страны БРИКС объединяют больше половины населения Земли, Организация объективно по степени своей значимости становится структурой сравнимой с ООН.  При этом важно отметить, что БРИКС развивается эволюционным путём, то есть это открытая система, куда вступают без насилия и принуждения, без жесткой регламентации. Такой регламент и почерк деятельности позволяет без глубокого анализа отметить несколько особенностей перспектив развития этой Организации: 

1. БРИКС негласно становится соизмеримым с ООН.     

2.Расширение разнообразия её участников предполагает информационную неопределенность и в будущем любая страна может оказаться членом Организации.      

Данные особенности развития БРИКС делают особенным важным ответ на вопрос, какие методологические подходы будут выбраны для решения информационно неопределённых задач развития БРИКС, чтобы быть способной и готовой развиваться в условиях неопределенности без отхода от стратегических целей, с учетом современных тенденций и активной цифровизации. 

Рекомендации, представленные в данной публикации, могут быть учтены в процессе развития БРИКС. Учитывая перспективы роста и развития Организации, было бы желательно объявить международный конкурс (со соответствующим призовым фондом) на изменение этого названия на другое, обладающее универсальным характером и не зависящим от состава его участников.

Список литературы:

  1.  Перспективы БРИКС в мировой экономике/ Вопросы студенческой науки Выпуск №5 (45), май 2020
  2. В.Логвиненко, А. Малюта. К вопросу о понятийном и смысловом базисе науки и образования в контексте целей и задач БРИКС‏/ Страны : стратегии развития и механизмы взаимодействия и сотрудничества в изменяющемся мире Труды I Международной научно-практической конференции Москва, 2–3 ноября 2015 г. с. 534
  3. Д. Фиормонте Почему важно изменить культурное сознание, следуя принципам БРИКС – Общество. Среда. Развитие.- №2’2015. C. 62-65
  4. Татьяна Черниговская: цифровизация и человечность/ Информагентство «Global Women Media». Интернет-ресурс. Режим доступа:  http://eawfpress.ru/press-tsentr/news/glav/nauka/tatyana-chernigovskaya-tsifrovizatsiya-i-chelovechnost/

Конференция 27 апреля 2023 г. — Секция «Цивилизационные аспекты устойчивого развития стран БРИКС» при поддержке НКИ БРИКС

Обновлено: 22.08.2023 — 20:37
  1. Interested in advertising

    I was pretty pleased to uncover this website. I wanted to thank you for ones time for this wonderful read!! I definitely savored every part of it and I have you saved as a favorite to see new information on your site.

  2. Человечество вступает в новую эпоху многообразия укладов, соединённых планетарным характером цивилизации в единый Интегральный мирохозяйственный механизм, названный «ноосферным социализмом», или как называют православные политологи – христианским социализмом, мусульманские политологи – исламским социализмом, китайские политики – социализмом с китайской спецификой. В Индии в соответствии со своей традицией, сформулированной Ганди и Неру, формируется своя разновидность интегрального мирохозяйственного уклада. И всё это многообразие требует соблюдения единых норм общечеловеческой морали и достаточной нравственности и в каждом специфическом страновом субъекте, и во всех возможных кооперациях разновидных конституциональных субъектов.
    Необходимо упрочение Единого требования как для отдельного субъекта, так и всей семьи Евразийского конгломерата — безусловное соблюдение системных принципов «Ноосферного социализма», то есть Созидательного Общества, что изменит формат самого общества с потребительского на созидательный, в котором человеческая жизнь станет наивысшей ценностью на всём пространстве Евразийского континента!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *