Термин «экосистема» и его использование

с 19 века  экосистема – основное понятие экологии

Экосистема — греч. οἶκος — жилище, местопребывание и σύστημα — система) — основная природная единица на поверхности Земли, совокупность совместно обитающих организмов (биотических) и условий их существования (абиотических), находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и образующих систему.

Под экосистемой понимается понималось  совокупность живых организмов (сообществ) и среды их обитания, образующих благодаря круговороту веществ, устойчивую систему жизни. Основные характерные особенности экосистемы — ее безразмерность и безранговость..

  1. Траектория экологической мысли. На пути к современному пониманию биосферы

2.  Один трендов современной цифровой трансформации — объединение различных сервисов в единые экосистемы

— В настоящий момент определение экосистем динамично меняется, мне проще говорить о платформах, потому что экосистема — это, по сути, собрание связанных платформ. Здесь нужно понимать, что рост платформ и экосистем — это некая данность, которая происходит за счет развития технологий.

По сути платформы — это посредники. Они сводят на больших рынках пользователей и покупателей, компании и рекламодателей, водителей и пассажиров такси.

Платформа отвечает за matching — как продавцу найти лучшего покупателя, а покупателю — лучшего продавца.

См. Известия https://iz.ru/1222704/khariton-galitckii/u-nas-vyrosli-konkurentosposobnye-natcionalnye-platformy  Ректор Российской экономической школы Рубен Ениколопов — о развитии экосистем в России

Экосистема цифровой экономики — партнерство организаций, обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, организаций и граждан.

Базовые понятия цифровой экосистемы:

используют принципу одного окна, работая в едином мобильном приложении.

при росте количества данных адаптируются под требования клиента:

формируя единый профиля клиента,

обобщая сведения о приобретениях в экосистеме,

формируя адресное предложение клиенту.

позволяют снять географические ограничения для развития бизнеса малым и средним производителям продукции и услуг.

Концепция государственного регулирования цифровых платформ и экосистем

“«Цифровая экосистема» — это клиентоцентричная бизнес-модель, объединяющая две и более группы продуктов, услуг, информации для удовлетворения конечных потребностей клиентов.

Понятия цифровых платформ и экосистем появились эволюционно из мира офлайн, например человек получал комплекс товаров и услуг в торговых центрах, вокзалах и аэропортах и тд. С появлением технологий офлайн-платформы и экосистемы начали трансформироваться в цифровые.

3. Бизнес-экосистема

Эта концепция впервые появилась в статье Мура в журнале Harvard Business Review за май / июнь 1993 года под названием «Хищники и жертвы: новая экология конкуренции» и получила премию McKinsey как статью года. [2]

Мур использовал несколько экологических метафор , предполагая, что фирма встроена в (деловую) среду, что ей необходимо развиваться вместе с другими компаниями, и что «конкретная ниша, которую занимает бизнес, оспаривается недавно появившимися видами». [4] Это означало, что компании должны проявлять инициативу в развитии взаимовыгодных (« симбиотических ») отношений с клиентами, поставщиками и даже конкурентами. Далее

Как и обычные системы взаимодействия экосистемы требуют регулирования.

Есть риски недобросовестной конкуренции, дискриминации участников, монополизации технологий, неправомерного использования персональных данных клиентов, недостаточный уровень информационной безопасности и защиты

Теоретико-методологическая основа

«Экосистема — сложная самоорганизующаяся, саморегулирующаяся и саморазвивающаяся система».  Вместе с тем следует отметить, что указанный автор является представителем системных методов начальной стадии, которые  не  соизмеримы с уровнем сложности задач современности.

Возможность создания таких систем, как подчеркивает акад. А.Малюта,  обуславливается выполнением некоторых обязательных требований:

1. Знанием поведения сложных систем в кризисных зонах.

2. Учетом максимального числа имеющихся выходов из кризисной зоны.

3. Деятельностной скоростью, которая должна превышать аналогичные скорости всех остальных участников. 

4. Общее понимание всеми участниками деятельности и упреждающая оценка уровня системной организации в кризисной зоне.

Обновлено: 09.01.2022 — 22:03
  1. Несмотря на то, что тема не вызвала предполагаемого нами интереса, обратим внимание на то, что в современном мире введение новых понятий не должно нарушать результаты интеллектуальной деятельности (РИД) предыдущих поколений или других ученых и практиков.
    Тема остается актуальной для общества знаний и информационного общества. На вопрос: «Действительно ли бизнес выстраивает экосистемы?» — мы имеем основание ответить «нет», учитывая, что экосистема — сложная самоорганизующаяся, саморегулирующаяся и саморазвивающаяся система», которую на данном этапе можно проектировать на системной методологии 3 поколения (например, Инвариантном моделировании) с использованием всех достижений в науках, имеющих отношение к реализации данной задачи. На данном этапе нет примеров построения истинных бизес-экосистем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.