Совместный научно ‑ образовательный проект ”Процессы самоорганизации и построение гражданского общества в свете вызовов XXI века”
Основные учредители и участники проекта (на начало 2007 г.):
Академия социальной и экологической защиты жертв катастроф
Фонд спасения беспризорных детей
Международная высшая школа «Новый Универсум»
Ассоциация выпускников столичных вузов (АВСВ)
Центр социально-экологического проектирования ММА «ЭКОРЕСУРСЫ»
Введение.
Как известно из теории права, нежелательные явления в общественной практике именуются по-разному: их называют отрицательными, негативными, антиобщественными, социальными аномалиями, социальной патологией и т.п. Не все из этих понятий равнозначны. Наряду с нарушениями социальных (правовых, нравственных, политических, этических и иных) норм в обществе происходят и другие, не менее опасные, явления и процессы. Таковы, например, кризисы и диспропорции в экономике, деструктивные демографические процессы (рост числа разводов, падение рождаемости) и пр.
Современное состояние общественного развития в России, с позиций системного анализа, базирующегося на системных методах третьего поколения, соответствует этапу (зоне) системного кризиса и проявляется целой совокупностью признаков. Разрушенная (советская) система ценностей не получила эквивалентной замены. И, несмотря на то, что в обществе не провозглашены духовные приоритеты, а это объективно приводит к опусканию реальной системы ценностей на более низкий уровень, главным законом для человека сегодня (часто подсознательно) становится Нравственный Закон.
При формировании данного проекта мы исходим из того, что нравственное сознание человека формируется в трех концептуальных формах: религиозной, научной и социальной. Причем, для социальной практики на современном этапе особое значение приобретает то, как сознание конкретного человека соотносится с целями государства (проявляясь, в частности, в патриотизме), с одной стороны, и как государство способствует формированию сознания человека, обеспечивая ему возможность развития, реализации гражданских прав и социальных потребностей.
Особенностью современного этапа развития является то, что на повестке дня у человечества стоят проблемы, опережающие их научное осмысление (техногенная, ноосферная, социальная и экологическая проблематика). Необходимость решения этих проблем и других задач (демографический кризис, образовательная реформа, демократизация общества и др.) стимулирует развитие научных подходов к социальному управлению, включая разработку социальных нормативов, индикаторов и технологий.
Известно, что концептуально-понятийная разноголосица, а часто отсутствие содержательного наполнения применяемой терминологии, снижает результативность коллегиальных усилий уже на уровне консультативного процесса (круглые столы, дискуссии, обсуждения и другие его формы), затрудняет процесс
принятия решений. Осмысленная деятельность и управление в условиях понятийной несовместимости невозможна.
Важным проявлением социальной ответственности сегодня становится особо внимательное отношение к достижениям отечественной науки. В обществе нарастают процессы самоорганизации граждан, проходящие в соответствии с объективными системными закономерностями и не всегда достаточно осознаваемые государственным аппаратом.
Использование новых социальных технологий, базирующихся на корпоративной основе и технологий настоящего Проекта, позволит восполнить тот пробел в социальной проблематике, который отмечается на всех уровнях, включая участников процессов, наблюдающихся в настоящее время в обществе.
В Проекте использованы термины, отмеченные (*), являющиеся интеллектуальной собственностью его участников и попыткой создать систему определений, отвечающих задачам социальной проблематики на современном этапе.
Методология (метод и — логия), учение о структуре логической организации, методах и средствах деятельности. Методология науки — учение о принципах построения, формах и способах научного познания
Идеология* – совокупность понятий, определений и теоретических положений, раскрывающих парадигмальные позиции, обусловленные мировоззрением и аргументированные с помощью философии
Социальное проектирование* — подход, построенный на системных технологиях, позволяющий обеспечить достижение поставленных (сформулированных) целей социального развития.
Социальная (от латинского socialis — общественный) технология* (от греческого techne -искусство, мастерство, умение и …логия) системная совокупность методик, приемов и методов выявления закономерностей, формирования целей и задач социального развития и подходов к управлению социальными процессами.
Модуль-проект* — автономный комплекс научно-практических, образовательных, консультативных мероприятий, обеспечивающий процесс создания и апробации социальных технологий, направленных на развитие человеческого потенциала и решение проблем социального развития.
Образование* — процесс формирования у человека адекватного образа мира и способности формирования целей и способов их достижения
Гражданское общество* — межнациональное сообщество граждан, объединенных рамками правового поля государства.
Любая совместная деятельность (нескольких человек или всего общества) начинается с возникновения общего взгляда (миропонимания) участников этой деятельности и общности интересов.
Известно, что наиболее общей формой мировоззрения на уровне всего социума является философия, которую можно рассматривать, как воплощенное в слове, общепринятое и достаточно четко отображенное социальное миропонимание.
Алгоритм достижения социального результата:
При нарушении указанной выше технологии происходят сбои и изменения как в конечном результате (вплоть до получения противоположного результата), так и в организационной цепочке (в местах технологических нарушений). Например, при отсутствии разработанной философии, соответствующей духу времени, вместо нее возникает суррогатный заменитель, называемый в простонародье — сговор, который становится на место философии. Такое нарушение приводит, в свою очередь, к дальнейшим искажениям, откровенному влиянию кланов или криминальных групп, преследующих собственные, а не государственные, социальные цели. Именно эти явления хорошо проявляются в переходные периоды социального строительства, что ярко видно на фоне процессов, происходящих в нашей стране.
Необходимость формирования синтетического стереотипа мышления, является базой новой геополитической философской парадигмы человечества, движущегося в третье тысячелетие. Наличие расширенного сознания (на основе синтезного мышления и нравственной личностной основы) является необходимым условием успешного перехода каждого индивидуума из уходящего настоящего в стремительно надвигающееся будущее.
До настоящего времени у цивилизованного человечества доминировал аналитический стереотип мышления, возможностей которого уже явно не хватает для решения социально сложных задач. Формирование синтетического стереотипа мышления не отрицает аналитический подход к миропониманию, а дополняет его, приводя к расширению сознания человека. Необходимость расширения сознания одними из первых поняли восточные философы, что отображено в их многочисленных философских концепциях и духовных направлениях. Однако эта необходимость чаще всего оставалась на уровне декларативного пожелания, так как отсутствовала, либо была недостаточно ясной технология реализации процесса расширения сознания, в предлагаемых, интуитивно-эмпирических подходах.
Мировоззренческая необеспеченность экономических реформ в России, на фоне смены парадигм глобального развития поставила перед человеком вопросы, которые не находят решения, ухудшая тем самым положение, в первую очередь социально незащищенных категорий населения, увеличивая количество нищих, бездомных и брошенных детей. Последствия углубления социального кризиса и его отдельных проявлений (например, беспризорность детей) выходят за рамки России как государства и носят системный характер.
Если не предпринять усилий в установлении предлагаемой методологии, ее внедрении в массовое сознание и практику можно ожидать наступления социальных катаклизмов с непредсказуемыми результатами и последствиями.
Как было отмечено участниками Круглого стола по проблематике социальной ответственности (21 февраля 2002 г.), организованного Советом социальных исследований Института Европы РАН при участии депутатов Государственной Думы, Института социальных инициатив, Академии Социальной и Экологической Защиты Жертв катастроф, современные проблемы могут быть решены только консолидированными усилиями. Подготовка кадров, способных взять на себя инициативу, руководство и содействие в решении сформулированных задач — одна из основных проблем для России.
Исходя из вышеизложенного, Академией Социальной и Экологической Защиты Жертв катастроф, представительством МВШ «Новый Универсум» и Фондом Спасения Беспризорных Детей принято решение о подготовке совместного образовательного Проекта «Процессы самоорганизации и построение гражданского общества в свете вызовов XXI веке».
Основная цель проекта: содействие процессам самоорганизации и формированию гражданского общества на основе создания современных научно — методических подходов в образовании и воспитании и использование их на практике.
Важной предпосылкой к созданию проекта было проведение Конференции «Процессы самоорганизации и построение гражданского общества в свете вызовов XXI века» и Конференции «Социальное сиротство: проблемы профессионального обучения, трудоустройства и социальной интеграции» (2003, 2005 г.г.).
Участниками были выделены важнейшие задачи, необходимость решения которых продиктована современным состоянием общества:
- организация подготовки кадров, лидеров, способных взять на себя инициативу и работать над решением современной проблематики;
- содействие реализации проекта «Поддержка детей, оставшихся без родительской опеки и попечительства».
- создание Университета агропромышленного комплекса как негосударственного образовательного учреждения для содействия решению проблематики беспризорности и содействия в решении современных социальных проблем и вызовов XXI века.
- содействие повышению социальной активности граждан, их социально-психической адаптации и способности к процессам самоорганизации, реализации своих гражданских прав.
Примечание:
- Руководителем совместного образовательного проекта «Процессы самоорганизации и построение гражданского общества в свете вызовов XXI века» решением учредителей утверждена Логвиненко В.П.
- Участниками Проекта могут стать учреждения, организации и персоналии, разделяющие позицию инициаторов проекта о необходимости чрезвычайных, но взвешенных и обоснованных мер для решения современных проблем, в том числе в сфере образования и воспитания