Символ в науке как феномен культуры
- Информационные источники:
1.1. Образно-символический язык как средство развития системы ценностей школьника
«Человека нельзя научить вести себя нравственно, пока за нормой и правилами он не обретет осознанное и индивидуальное отношение к ценностному явлению жизни. (Потанина, Щуркова, 2001). Для этого необходимо оказание внутреннего воздействия на эмоциональную сферу личности. Такой способностью обладает образно-символический язык, позволяя в образной форме выражать эмоциональное отношение к нравственным нормам. Образно-символические средства — результат образно-символического мышления, под которым мы понимаем выражение человеком личностно-смыслового отношения к миру посредством образного познания свойств и взаимоотношений объектов и явлений действительности.
В результате образно-символической деятельности (ОСД) «смысловое содержание, воплощенное в художественную форму, получает как бы облегченный доступ в глубины сознания личности» (Леонтьев, 2003: 429), благодаря чему средства ОСЯ оказывают воздействие на внутренний мир человека. Образно-символическое мышление способствует расширению личностно-смыслового пространства личности, в котором протекает его деятельность. Социально-психологическое пространство субъекта может быть индивидуальным (персональным); групповым (региональным); общечеловеческим. Благодаря способности символического образа «функционировать на различных уровнях реальности», отражая при этом ценности разных уровней, ОСМ развивает многосторонний, вариативный подход личности к одному и тому же объекту, явлению, событию реального мира, его способность в малом видеть многое, в тексте — подтекст. В результате опыт, приобретаемый личностью в процессе ОСД, содействует развитию нестандартности, своеобразности, яркости мышления, развитию его творческого потенциала. Образно-символический язык — результат ценностного аспекта мышления, позволяющий человеку преобразовывать бытие, вносить свой вклад в построение образа мира, который всегда субъективен. Однако сама возможность построения образа мира будет зависеть от сознания и мышления личности». См. дальше
Эта книга — необходимое пособие для каждого входящего в мир искусства. Античные герои и боги, персонажи Священной истории, христианские святые, литературные герои, исторические персоны, таинственные и непонятные символы…
2. Словарь символов .
Из предисловия: «С древнейших времен человека сопровождают символы, с их помощью он пытался и пытается сделать видимыми и узнаваемыми свои идеи. Однако функции и значения символов часто разрастаются до чего-то большего и перестают быть только художественно выполненными указателями. В течение тысячелетий они позволяли скульпторам, художникам и ремесленникам передавать глубочайшие мысли о человеческой жизни и природе. Как японские «хайку» в трех строчках заключают иногда целые миры, так и символы могут нести огромное количество информации и при этом оставаться простыми и легко запоминающимися. Многие символы наделены не одним, а множеством значений, так как содержат идеи, несущие различную смысловую нагрузку.
Основное различие между символом и знаком состоит в том, что знак имеет практическое, недвусмысленное значение: «не курить», «опасность», «проход здесь». Символ имеет гораздо большую возможность обратной связи, он несет значения, иногда противоречащие друг другу. Многие символы вобрали в себя как древнейшие, так и более новые представления людей о космосе, своем месте в нем, о своих поступках, о том, чем они должны гордиться и что уважать. Многие символы приняты на вооружение психологией, так как отражают глубины человеческого сознания и подсознания. Простые идеи, выраженные символом, несущим эмоциональную окраску, приобретают новую силу, расширяют свой смысл от частного случая к обобщению: сердце, вырезанное на дереве, есть символ, а не знак.
В процессе обмена идеями между людьми (и даже культурами) образы, символы предшествовали слову. Вырезанные, нарисованные, изображенные на одежде в виде орнаментов, легко узнаваемые в результате многократного повторения, эти образы использовались как для магических целей — отвести зло, умолить или умиротворить богов, так и для управления обществом — его сплочения, внушения чувства преданности, послушания, агрессии, любви или страха. Общепринятая система жизненных символов позволяет людям чувствовать гармонию друг с другом, обществом и космосом, побуждает к коллективным действиям. Люди до сих пор сражаются и умирают под эмблемами, штандартами и знаменами, имеющими символическое значение»
3. Словарь символов Хуан Кирло,.
Испанский искусствовед Хуан Кирло, теоретик «Барселонской школы», познакомит вас с загадочными визуальными символами, ведущими свое начало из глубокой древности. Кирло последовательно и глубоко раскрывает значение таких символов мировой культуры, как число, вода, крест, кадуцей и многие другие, в их историческом, социальном и ритуально-мистическом аспектах, четко отмечая границы самого понятия «символ». Уникальный иллюстрированный словарь содержит около тысячи искусствоведческих статей, описывающих символы, принятые для обозначения целого комплекса понятий в религии, мифологии, живописи, литературе и архитектуре.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/145654/
4. Наука как один из важнейших видов человеческой деятельности использует лингвистические, символические и цифровые формы языка. Нам известен математический язык, который используется для решения определенного класса задач. Однако решение социальных, экологических и многих других задач современного этапа развития Планеты требует использование всех наработанных человеком интеллектуальных ресурсов. Важно не забывать, что научно обоснованное решение — это то, которое можно воспроизвести (во многих случаях в модельном варианте) и убедиться в его адекватном отображении. К сожалению, на повестке дня остались нерешенные проблемы, грозящие человеку потерей контроля за сценарием развития Планеты, которые остаются за пределами внимания лиц, принимающих решение. Самым уязвимым звеном социальных наук является их методологическое обеспечение, где особую роль приобретает этап символического отображения, а затем алгоритмической формализации (это не только математические формулы и уравнения) до перевода задачи в цифровую знаковую систему (см. далее).
I’ve been following your blog for some time now, and I’m consistently blown away by the quality of your content. Your ability to tackle complex topics with ease is truly admirable.