К вопросу о теоретико-методологических основах ноосферизма

Понятия  «ноосферизм»,  «ноосфера» и «ноосферный человек»  становятся обыденными привычными,,  не имея при этом единого понимания и научно обоснованного смыслового наполнения.

Если «Ноосферизм – это общая Универсальная методология»[1] ,  то что стоит за понятием методологии и где эта методология может применяться. Например, используя ее, можно ли создать с ее помощью новую философию? Или применить ее как методологию (инструментальное средство) при написании конкретной диссертации, где нужно обосновать выбор и применение конкретной методологии, от чего зависит результативность работы.

А.И.Субетто считает  методологической основа общего подхода к описанию состояний сложных объектов и процессов  — синтетическую  квалиметрию.  Основываясь на его публикации: «Сегодня квалиметрия представляет собой относительно новую, но вполне сформировавшуюся науку, знания которой необходимы всем специалистам, занимающимся оценкой и последующим управлением качеством различных объектов. Однако для понимания сущности квалиметрии необходимо рассматривать ее в рамках науки квалитологии как науки о качестве»[2].  

Приведенное выше требует дополнительного ответа на вопрос: что подразумевают под термином «методология» сторонники ноосферизма и каково место их определения в сфере научных знаний?

Даже приведенное выше дает основание подчеркнуть,  что разработка теоретико – методологических основ ноосферизма является первостепенной задачей в указанной тематике, без чего говорить о научности в этом виде деятельности не представляется возможным.

Здесь уместно напомнить важную мысль, высказанную В. И. Вернадским. Исследуя  огромные массивы информации, он пришел к выводу о необходимости их систематизации. Во времена В. И. Вернадского эта задача не была решена, т.к. еще не было разработано (и даже не была поставлена задача разработки) адекватных методологических средств, позволяющих решать задачи подобной сложности.

Если французский учёный Леруа, а вслед за ним — французский учёный-археолог и одновременно католический теолог Пьер Тейяр де Шарден трактовали ноосферу как «сферу разума» (разумную оболочку Земли, представленную разумным человечеством), то у В.И. Вернадского ноосфера есть новое состояние всей Биосферы, в  которой научная  мысль как планетарное явление становится фактором глобальной эволюции Биосферы  (вследствие воздействия «энергии культуры» на живое вещество Биосферы), сопоставимым по воздействию с другими геологическими факторами эволюции.

Приведём ряд определений ноосферы — прямых или опосредованных — из работ В.И. Вернадского — «Цивилизация культурного человечества» — поскольку она является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере, …. это есть больше природное явление, отвечающее исторически, вернее – геологически сложившейся организованности биосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько- нибудь сравнимой мере не было»

 «….за последние 10-20 тыс. лет, когда человек выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывшую, биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние – в ноосферу —  перерабатывается научной мыслью социального человечества».

Кроме того, важно учитывать следующие предупреждения мыслителя и естествоиспытателя:

ВВИ глубоко почувствовал разницу между естественным и  социальным знанием. Социальные науки в  большей степени зависят от внешних и личных обстоятельств,  и мечта ученого была в том, чтобы и социально-гуманитарные исследования были столь же строгими, столь же независимыми, как и естественно-научными.  Он писал о необходимости в общественно-политической сфере освобождаться от условности и мелочности обычных  построений, стремясь к такой же искренности, глубине  и беспощадности мысли, что  и в естественной науке. И одновременно указывал на трудности такого пути:  «…..примешивались чуждые истине привычки, боязнь углубления,  огорчения близких, выводов, которые были бы мне самому тяжелы…»[5]

Существует и такое понимание:  «Ноосфера — это концепция, которая объединяет идеи о развитии человеческого разума и его взаимодействии с окружающей средой. Она предполагает, что человеческий разум и его продукты (например, технологии) расширяются и влияют на окружающую среду, приводя к возникновению новых форм жизни и эволюции самой Земли. К сожалению, не существует однозначного и общепринятого символа ноосферы, так как это концепция, которая до сих пор находится в процессе разработки и исследования»  (ИИ).

Нами отмечалось, что понятие ноосфера  соотносится с понятием устойчивого развития, сообразуясь с ним во всех видах его интерпретаций и сохраняя свойства полифункциональности.

Важнейшим и основным  свойством ноосферы является ее качественное разнообразие, что заставляет разрабатывать принципиально новую технологию введения  понятий, относящихся к объектом подобной сложности.
Уровень сложности задач и их специфика потребовали разработки специальной методологии их анализа, моделирования, прогнозирования, развития и т.д. и выработки нового видения мира, новой философии, приемлемой для движения человечества в  третьем тысячелетии[3].

На Международной научно-практической  конференции «Ноосферное образование в евразийском пространстве»  в одном из докладов озвучено:  «Ноосферная личность – это разумный человек, осознающий себя частью большого космического организма и действующий во взаимодействии с ним,  ставящий духовное выше материального и общие интересы выше личных, живущий свободно, самобытно и добродеятельно по совести, нравственности, правде и справедливости, создающий семью, как союз мужчины и женщины для  продолжения рода и воспитания ноосферного подрастающего поколения».

Если не принимать во внимание пропагандистский контекст  данного определения,  зададимся целью выявить и проанализировать основную смысловую нагрузку данного понятия —  НООСФЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК.

В литературе, в частности, он обозначен «императивом тотального преобразования человека в ученого-исследователя»[6]

Логичным становится следующее понимание: ноосферный человек — это человек, участвующий в создании ноосферы и живущий в ее среде. Тем не менее для научного определения упреждающим образом нужно дать четкое определение самого понятия ноосферы. Без такого однозначного определения любые построения на нечеткой основе будут приводить к взаимному непониманию и хаотизации деятельности.

Это не удивительно и В. Вернадский таким образом отметил характер данной проблемы: «Научное мировоззрение не есть научно истинное представление о Вселенной — его мы не имеем. Оно состоит из отдельных известных нам научных истин, из воззрений, выведенных логическим путем, путем исследования материала, исторически усвоенного научной мыслью, из извне вошедших в науку концепций религии, философии, жизни, искусства — концепций, обработанных научным методом; с другой стороны, в него входят различные чисто фиктивные создания человеческой мысли — леса научного искания. Наконец, его проникает борьба с философскими и религиозными построениями, не выдерживающими научной критики; эта борьба иногда выражается даже в форме мелочных — с широкой точки зрения ученого — проявлений. Научное мировоззрение охвачено борьбой с противоположными новыми научными взглядами, среди которых находятся элементы будущих научных мировоззрений; в нем целиком отражаются интересы той человеческой среды, в которой живет научная мысль. Научное мировоззрение, как и все в жизни человеческих обществ, приспособляется к формам жизни, господствующим в данном обществе. Но при всем этом мы должны помнить, что научное мировоззрение могущественно влияет на все формы жизни, мысли и чувства человека и заключает в себе единственные проявления истины, которые для всех времен и для всех людей являются бесспорными. Но определить, какие черты научного миросозерцания истинны, нередко трудно и почти безнадежно». (Вернадский В.И. — Научная мысль как планетное явление)

Ноосферный человек сегодня — это человек,  обладающий высоким уровнем развития сознания и способностью обеспечить адекватное  отображение и понимание мира в процессе своей деятельности, в также при передаче образа мира искусственному интеллекту.  Нравственность и новая система ценностей – это важное отличие ноосферного человека. «Пол,  возраст  и национальность особого значения не имеют, так как концепция ноосферной личности относится к интеллектуальной и духовной сфере человеческой жизни.    https://rutube.ru/video/f241f3ce8d1088eac9120142834ef6d1/?r=plwd  (2  мин. 48 сек.)

Тема человеческого капитала рассмотрена и в материале О человеческом капитале и будущем.

Примечание:

Ноосферная тематика, базирующаяся на разумной деятельности человека, непосредственным образом связана и предопределяется уровнем развития человеческого мышления. Важно учитывать, что различия в мышлении мужчины и женщины  относятся к среднестатистическому человеку. На индивидуальном уровне особенности мышления и характер человека зависит от развитости и соотношения активности правого и левого полушарий мозга,  генетической программы, нейро-эндокринных  особенностей каждого человека, его социального окружения и образования.


[1] Ноосферизм – новый путь развития: коллективная научная монография. В 2-х кн. / Под науч. ред. Г.М. Иманова и А.А. Горбунова. – СПб.: Астерион, 2017. – 920 с. – Книга I. – 488 с. —  https://pureportal.spbu.ru/files/10088807/_._._1.pdf

[2] Л.Н. Бабкина, О.В. Скотаренко ПРИМЕНЕНИЕ КВАЛИМЕТРИЧЕСКОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ — https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-kvalimetricheskogo-podhoda-v-upravlenii-regionalnoy-ekonomikoy

[3] АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНЯТИЙ НООСФЕРЫ И  УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

[4] Там же

[5] Вернадский В.И. —  Дневники: 1917-1921 гг. – с. 76-77

[6] https://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-rechevoy-etiket-kak-sostavlyayuschaya-noosfernogo-prostranstva-na-primere-privetstviy.pdf

Обновлено: 21.06.2024 — 21:08

7 комментариев

Оставить комментарий
  1. Волгунова л в

    По- моему скромному представлению, ноосферизм стал развиваться запоздалым образом, но это не говорит о том, что он не нужен. Как мне показалось из наблюдений- в течении 10-15 формируется направление из 2-х видов наук(общественных явлений) и доводится до представления ложности — правомерности развития. Получается новая наука, формирующая развитие в различных сферах и производстве. В настоящее время, определённое на период достижений космоса, ноосфера должна взять непосильную ношу- устранение мусора космического, земного, водного пространства. Ноосферная личность — нравственная личность, так же как и этноконцептуальная личность преобразуется при встрече с инопланетянами. Никто не занимался экономикой, т.к. она является динамикой развития, преобразования и т.д.Поэтому, ноосферу необходимо рассматривать как сферу производителей , от которых зависит космологическая энергия

    1. мне представляется весьма оригинальным по своей сущностной конструктивности определение Ноосферы в трактовке коллеги Волгуновой:НООСФЕРА это сфера ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ космологической ЭНЕРГИИ (планеты ?)

  2. Волгунова л ват

    Как не странно, но в основе развития лежит предметность или выпуск той или иной продукции. На примере науки Педагогике- в 20 веке накоплен очень большой материал по методике передачи знаний, но, как показала практика — результат не дал направлению «развитие» (Не упоминаю о том, что в других странах,методы передавались без результата практики) Анализируя достижения в педагогике огромным влиянием Психологии- результатом является отсутствие методологии, т.е. правильное понимание целей, задач, умелое использование методов и, самое главное- использование наглядного материала, например: представление- рыжая, одно из ярких- формирующих нравственность. Рыжая (а не жёлтая,розовая и пр. цвета лисичка- природный фактор создаёт красоту и далее ребёнок, национальность, страна. Последовательность в педагогике, которую не построишь в какой либо науке- методология…. Методология во всех видах деятельности, начиная с науки эстетики, формирующей этику отношений и направление положительных тенденций общественных явлений (через эстетику, этику проходят всё науки философскими категориями. Эстетика, как ранее: философская категория, — является, наукой о Вселенной.

  3. Геннадий Васильевич Скобелин отреагировал на активное включение понятия «ноосферизм» в научный дискурс публикацией «Подводные камни Ноосферизма. Комментарий к статье: «К вопросу о теоретико-методологических основах ноосферизма» См. https://dzen.ru/a/Za5-ubYengkqXcdG

  4. Скобелин Г.В. —
    Поставлен ряд вопросов перед Ноосферным учением, которое его последователи пытаются использовать для решения текущих мировоззренческих проблем. В частности это касается самого понятия «Ноосфера» и как с его помощью решить методологические проблемы объединения сложных функциональных систем. Попытаемся ответить на эти вопросы в продолжение разговора, начатого предыдущей публикацией «Физика Реального процесса: Методология познания.» https://dzen.ru/a/ZYh84KqN-jZtPy2O.

  5. Владимир

    Интересные факты жизни Римского Корсакова есть на сайте https://faktipro.ru/interesnye-fakty-iz-zhizni-korsakova/ кто не знал факты из жизни Корсакова, они позволят больше узнать о композиторе.

  6. Very interesting points you have remarked, thanks for posting.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *